IXВсероссийский Фестиваль

педагогического мастерства и творчества

работников дошкольного образования 

 Электронный образовательный маршрут «Дом и мебель в нем».

НОД «ПРОСТОКВАШИНО»

Семинар — практикум «Обучение родителей играм на развитие речи»

Традиционно занятия с логопедом в нашем детском саду начинаются с 5 лет. Но если проблема выявляется специалистами, воспитателями и родителями в более раннем возрасте, целесообразнее начать коррекционную работу с такой категорией детей как можно раньше. Не стоит бояться того, что в вашем д/с нет логопедов. В настоящее время имеется большое количество методической литературы, игр и упражнений позволяющие воспитателям оказать необходимую помощь малышам и, конечно же, их родителям. Родители в этом процессе играют немаловажную, даже можно сказать основную роль. Обучая родителей играть с малышом в развивающие игры дома, мы способствуем развитию всех компонентов речи, а также значительно снижаем вероятность возникновения вторичных нарушений. В нашем детском саду проводятся семинары практикумы для родителей, где мы именно в практической деятельности учимся играть.

Вашему вниманию мне хочется предложить ряд речевых игр, которые родители могут использовать в домашних условиях.

Игры на закрепление речевых умений и навыков  у детей 3 – 4 лет  в домашних условиях

Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха

«Знакомые песенки»
Научите малыша различать на слух  гласные звуки: [А О, У]. Покажите картинки или игрушки  и движения, которыми в ходе игры можно обозначать каждый из них.
Звук [А] – девочка укладывает куколку и поет ей песню.
Звук [О] – у девочки Оли болят зубы, она стонет: «О-о-о!»; при этом нужно держаться за щеки и качать головой из стороны в сторону.
Звук [У] – воет волк; нужно изобразить воющего волка.
Игра активизирует слуховое внимание – развивает фонематический слух (умение отличать одни гласные звуки от других).

«Кто разбудил мишку?»

Для  игры потребуется  любая мягкая игрушка вашего малыша (Мишка). Еще понадобятся всевозможные инструменты, способные издавать различные звуки: колокольчик, погремушка, деревянные ложки, музыкальные говорящие игрушки… В общем, то, что издает звуки. Уложите Мишку спать, а музыкальные игрушки спрячьте за ширмой. Вам придется одновременно быть и кукловодом и оркестром. Мишка спит и видит сон. Вдруг что-то как зашумит (приводите в действие музыкальную игрушку) и Мишка проснулся. Что же это было?
Ребенок должен отгадать, звуки какой игрушки разбудили Мишку. Важно также называть звуки: погремушка гремит, колокольчик звенит, дудочка гудит и т.д.

 «Шумящие коробочки»

 Возьмите три пары одинаковых коробочек, например, из-под киндер-сюрприза, и на 1/3 заполните их крупой. В первую пару насыпьте горох, во вторую – гречу, а в третью – манную крупу.
Дайте ребенку потрясти коробочку с горохом и попросите найти по звуку такую же среди двух других.

«Солнце или дождик»
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

 «Разговор шепотом»
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

 «Посмотрим, кто говорит»
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

 «Слышим звон и знаем, где он»
Попросите ребенка закрыть глаза, и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

  «Подскажи словечко»
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет…»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

  «Маленький учитель»
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

                                   Игры на выработку правильного речевого дыхания

«Волшебные пузырьки»

  1. Приготовьте для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля.
    2. Посадите малыша за стол, поставьте перед ним миску с водой. Покажите ему палочку для коктейля и научите его дуть в нее.
    3. Когда ребенок научится, предложите ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки.
    4. Малышу очень понравится пускать пузыри и слушать звук, который раздается при этом.
    5. Можно, взяв две трубочки, вместе выдувать пузыри на поверхности воды.
    6. На следующий раз, когда малыш хорошо научится дуть, и не будет втягивать воду в себя, приготовьте мыльный раствор (смешайте с водой немного шампуня), и тогда, дуя в трубочку, малыш будет создавать необычные волшебные конструкции из мыльных пузырей.

Техника выполнения упражнений: воздух набирать через нос  плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

 «Футбол»
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

«Ветряная мельница»
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

 «Снегопад»
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

 «Листопад»
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Бабочка»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

 «Кораблик»
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, который плавает в воде.

«Одуванчик»
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

Игры на развитие связной речи и активного словаря

«Чудо мешочек»
В чудо мешочек сложите например фрукты  и дайте возможность малышу потрогать их.  Угадает ли малыш, что это? Называйте свойства предметов – круглое, овальное, твердое, мягкое…. А затем описать на вкус- сладкое, кислое…

 «Кто кем (чем) будет?»
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

»Кто быстрее»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Животные». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав кого-нибудь. Даем минуту на размышление и «Старт!»
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

«Угадай-ка»
Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако…)
Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадана лягушка в речке.
— Это находится вверху картины? Внизу?
— Это живое или неживое?
— Какого цвета?
Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

 «Жили-были…»
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Смысл игры объяснять долго — я просто приведу примеры.
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее — со «степенью трудности» определитесь сами.
Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком».
«Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился»
«Жил-был ручеек, что с ним стало?» — «Зимой замерз», «Засох в жару».
«Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос»

  «Третий лишний».
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Детям 3-4 лет условия более простые.
Например: Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
— машина, лошадь, корова;
— платье, рубашка, лук;
— груша, апельсин, мячик.

«Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Линии разделители, анимированные линии | Smayls.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной к школе логопедической группы  на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков [Л — Р] в слогах, словах, в предложениях и во фразовой речи»

Цель: Закрепление умения дифференцировать сонорные звуки [Л-Р] в слогах, словах, предложениях и во фразовой речи.
Задачи: — закрепление навыка правильного произношения звука [Л — Р] в слогах, словах, предложениях и фразах; — развитие фонематического восприятия; — совершенствование артикуляционной и мелкой моторики; — активизация подбора слов с учетом позиции звука; — расширение и активизация словарного запаса по теме «Дикие животные»; — развитие памяти, внимания, мышления; — развитие ритмических способностей; — воспитание усидчивости и доброты.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», беседа о диких животных наших лесов.
Оборудование: Демонстрационный материал: кукла; предметные картинки с изображением солнца, тучи, рыбки; сюжетная картина «Осень в лесу»; карточка с чистоговоркой в картинках.
Раздаточный материал: предметные картинки: волк, тигр, сыр, стул, ромашки, ведро, кукла, лошадка; деревянные палочки; серия картинок к рассказу «Муравей и голубка».
Технические средства: аудиопроигрыватель.
Аудиоматериал: сборник аудиозаписи музыки на релаксацию «Избранное».
Ход занятия.
Установление эмоционального контакта с ребенком.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
— Дай мне свои ладошки, что ты чувствуешь? (Тепло). А теперь нарисуй на этом солнышке свое настроение (звучит музыка)
Сегодня я хочу рассказать тебе историю про одну удивительную девочку, ее зовут Лара. В этом имени есть два звука, которые мы с тобой учимся правильно произносить. Какие это звуки? ([Л — Р]) Правильно.
Однажды Лада проснулась рано утром, почистила зубы (выполнение упражнения «Почисти верхние зубы»).
Мама напекла для Лары вкусных блинчиков (выполнение упражнения «Блинчик» / «Лопаточка»).

Лара поела блинов с вкусным вареньем (выполняем упражнение «Вкусное варенье») и вышла во двор. По дороге пробежала лошадка (выполняем упражнение «Лошадка»). Во дворе важно ходил индюк и громко болботал (выполняем упражнение «Индюк»). Девочка села на качели и стала кататься (выполнение упражнения «Качели». Упражнение «Блины»

Мама блинчики пекла,
Блинчик раз, блинчик два.
Раз, два, три.
Блинов целая гора.
Упражнение «Вкусное варенье». Варенье вкусное слижи.
Упражнение «Почисти зубы».
Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи, и внутри
Не болели, чтоб они.
Упражнение «Лошадка». Е
дет кто-то на лошадке (цоканье)
По дорожке гладкой, гладкой.  (цоканье)
Упражнение «Индюк»
Всей на радость детворе
Индюк болбочет во дворе:
«Бл-бл-бл, бл-бл-бл».
Упражнение «Качели».
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
И все выше поднимаюсь
Фонетико-ритмическая гимнастика. Лара подняла голову и увидела на небе самолет, он летел и гудел [Л-Л-Л]. Вдруг громко зарычала собака Рекс [Р-Р-Р]. Мама попросила Лару отнести блины с вареньем бабушке, которая живет на окраине деревни. Лара побежала по тропинке и запела песенку. Повтори песенку за Ларой:
ЛА–ЛА-ЛА – РА-РА-РА
ЛО-ЛО-ЛО – РО-РО-РО
ЛУ-ЛУ-ЛУ – РУ-РУ-РУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – РЫ-РЫ-РЫ
ЛА-РА-ЛО-РО-ЛУ-РУ-ЛЫ-РЫ.
Лара быстро бежала по дорожке, вдруг она услышала, как стучит дятел. Лара остановилась и прислушалась Давай покажем, как стучит дятел. Повтори за мной. Отстукиваем палочками ритмический рисунок. I I I , I I I, I I I I I, I I I I.
Автоматизация и дифференциация в словах и предложениях.
Тропинка к бабушке шла через небольшой лесок, где Лару ждали опасности. Мы должны помочь Ларе. На пути у девочки встали волк и тигр. — Какой звук ты слышишь в слове волк? ([Л]). — Какой звук ты слышишь в слове тигр? ([Р]). — Для того, чтобы они отпустили Лару нам нужно подарить им «подарки»: волку со звуком [Л], а тигру со звуком [Р].
Ребенок выполняет задание и комментирует свой ответ
— Назови картинку, в названии которой звук [Л] в начале (середине, конце) слова.
— Назови картинку, в названии которой звук [Р] в начале (середине, конце) слова. Молодец. Пошла наша Лара дальше. Посмотри, сколько животных в лесу живет. Рассматривание картины «Осень в лесу»
— Какое время года в нашем лесу? (Осень)
— Почему ты так думаешь? (Ребенок объясняет свой ответ).
— Как мы называем животных, которые живут в лесу? (Дикие животные).
— Расскажи, что делают животные? (Ребенок составляет предложения). Птицы улетают на юг. Медведь строит берлогу. Заяц меняет шубку серую на белую. Ежик несет грибы к себе в норку. Мышка запасает колосья на зиму Белка сушит рябину. Животные готовят запасы на зиму. — Молодец. Лара поздоровалась с жителями леса и пошла дальше. И опять препятствие – большое озеро. Как же Ларе перебраться на другой берег? А ей поможет рыбка.
Пальчиковая гимнастика. Текст                                   Движения рук
Рыбка плавает в водице,   Сложенными вместе ладонями
                                                                                изображаем, как плавает рыбка.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,    Грозим указательными пальцами.
Мы хотим тебя поймать.      Медленно сближаем ладони.
Рыбка спинку изогнула,     Изображаем ладонями
                                                                                изогнутую спинку.
Крошку хлебную взяла.     Изображаем хватательные
                                                                                движения.
Рыбка хвостиком махнула,  Сложенными вместе ладонями
                                                                                 изображаем, как плавает рыбка
Рыбка быстро поплыла.
Дифференциация звуков в словах и чистоговорках.
— Молодец. Ты помогла девочке. Пока Лара путешествовала вместе с нами, она тоже научилась правильно произносить звуки [Л-Р]. Она пришла к бабушке и рассказала ей чистоговорку. Давай тоже ее повторим.
Повторяем чистоговорку с опорой на картинный материал.
У Ромы лак, а у Милы рак. У Ромы пилот, а у Милы пирог. У Ромы ложки, а у Милы рожки. У Ромы лавка, а у Милы рамка. У Ромы флаг, а у Милы фрак. У Ромы козел, а у Милы ковер. У Ромы плошка, а у Милы крошка. У Ромы колобок, а у Милы коробок.
Дифференциация в тексте. А еще Лара рассказала бабушке, что ее в лесу встретили волк и тигр и что они очень злые. Они не хотели отпускать Лару. Бабушка успокоила внучку, она ей сказала, что злым быть не легко, а вот если ты добрый и совершаешь хорошие поступки, то и к тебе будет возвращаться только добро. Бабушка рассказала внучке вот такую историю. Муравей и голубка. Муравей пришел к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Однажды охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
По ходу повествования выкладываются предметные картинки, соответствующие содержанию.
— Кто герои рассказа?
— Как ты думаешь, какие они по характеру?
— Какой добрый поступок совершила голубка?
— Чем ей ответил муравей?
— Глядя на картинки, перескажи рассказ, четко проговаривая звуки [Л-Р].
— Молодец! Мы сегодня научились правильно говорить звуки [Л-Р] в предложениях. Много играли, помогли хорошей девочке Ларе. В группе и дома старайся говорить правильно и пусть у тебя всегда будет хорошее доброе настроение.
Линии разделители, анимированные линии | Smayls.ru

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе  на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы»

Цель: Дифференциация гласных и согласных, согласных твердых и мягких звуков, посредством использования элементов песочной терапии.
Задачи: — развитие фонематических процессов;
— развитие навыка звукобуквенного анализа;
— дифференциация гласных и согласных, согласных твердых и согласных мягких звуков [П-Т-К, ПЬ-ТЬ-КЬ],
— совершенствование грамматического строя речи;
— развитие коммуникативных навыков;
— развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой моторики;
— развитие высших психических функций: внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления у детей;
— формирование мотивации к учебной деятельности.
Предварительная работа: Изучение темы «Осень» ; изучение букв и звуков [А, О, У, И, П, Т, К].
Оборудование: Деревянный столик со встроенным в него песочным ящиком. Пластиковые емкости размером 20/30/7см для индивидуальной работы. Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу речной песок. «Коллекция» миниатюрных фигурок, отражающих окружающий мир. (Серия фигурок: дикие и домашние животные, птицы, транспорт, куклы-человечки, герои анимационных фильмов; объекты среды обитания: заборы, дома, деревья; естественные природные объекты: камни, ракушки; пластиковые буквы.) Аудиозапись с музыкой на релаксацию. Плакат с изображением кота Тома и собаки Тимки, которые охраняют дверь. Плакат с изображением осеннего пейзажа. Панно с изображением солнца и солнца с тучей для самооценки. Индивидуальные карточки с изображением букв и предметов, в названии которых есть звуки: [А О У И], [П Т К] и их мягких вариантов. Домики разноцветные фишки и буквы для выполнения звукобуквенного анализа. Буквы из магнитной азбуки.
Технические средства: аудиопроигрыватель.
Аудиоматериал: сборник аудиозаписи музыки на релаксацию «Избранное».
Ход занятия. 
Дети входят в группу и встают в круг. Звучит спокойная музыка.
Логопед: — Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я сейчас пожму руку своему соседу слева и «подарю» ему улыбку. Этот подарок должен пройти через весь круг, чтобы у каждого из вас появилось хорошее настроение.
Дети пожимают руку своему соседу и улыбаются ему.
Логопед: — А теперь все вместе улыбнитесь… Я вижу, вы дружные и веселые ребята и вас можно брать в путешествие. Для того, чтобы отправиться в путь вы должны взять карточки с картинками, назвать картинку, выделить первый звук и найти соответствующую букву на столе – это ваше место.
Дети садятся на места.
Логопед:- Сегодня я вас хочу пригласить в Песочную страну. В этой волшебной стране много радости, света и песка. Во время путешествия мы с вами вспомним изученные звуки и буквы, будем тренироваться их различать и правильно называть.
 Игра «Подарки».
Логопед:- Но, что это? Мы не можем попасть в эту страну, посмотрите перед нами дверь с большим замком, а охраняют дверь: кот Том и собака Тимка. Посмотрите, какие у них большие корзинки, чтобы открыть дверь нам нужно каждому охраннику положить в корзинку подарок – картинку. Как вы думаете, какие звуки любит Том? (Согласные твердые звуки.) Какие звуки любит Тимка? (Согласные мягкие звуки.)
Дети кладут в корзинки картинки и обосновывают свой ответ. Если ответ правильный – другие дети хлопают в ладоши. 
 Беседа.
Логопед: — Вот и дверь открылась. (Убирается плакат с изображением двери.) Добро пожаловать в волшебную страну. Теперь вы почетные гости. В этой стране три королевства: В одном из них живут веселые звуки, они очень любят петь. Назовите их? ( [А О У И ]) В каком королевстве они живут? (В красном.) — Как мы их называем? (Гласные.) Во втором королевстве живут звуки, которые бы и рады спеть, но им что-то всегда мешает. — Назовите эти звуки. ([ П К Т]) Что же им мешает, когда мы их произносим? (Зубы, губы, язык.) Как мы их называем? (Согласные твердые.)  В третьем королевстве живут маленькие братики твердых звуков. Назовите их? ( [ПЬ КЬ ТЬ].)  В каком королевстве они живут? (В зеленом.) Как мы их называем? (Согласные мягкие.) Сюрпризный момент.
Логопед: — Ребята, посмотрите. В нашей Песочной стране исчезло солнце, пошел дождь. Как вы думаете, почему это произошло? (Наступила осень.) Какие признаки осени вы знаете? (Небо серое, идет дождь, дует холодный ветер, листопад, перелетные птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме.)  Да, ребята действительно, в нашей Песочной стране тоже наступила осень. Но куда же пропали все жители?
В группу входит Песочная королева.
Песочная королева: — Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть у себя в гостях – я Песочная королева. Вы видите, в моей волшебной стране произошла беда – налетел злой колдун, похитил моих добрых обитателей и спрятал их глубоко в песок. Что же мне теперь делать? (Плачет.)
Логопед: — Не плачь, мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята? (Да.) Ты посиди, отдохни, а мы попробуем разыскать твоих любимцев. Ребята, аккуратно, не рассыпая песок на стол, посмотрите, нет ли в ваших песочницах жителей волшебной страны.
Дети в своих ванночках с песком ищут и достают игрушки.
Логопед: — Вот и нашлись твои любимцы. А теперь, ребята, тихо встаньте, подойдите ко мне, произнесите название игрушки, назовите первый звук и верните жителей в свои королевства.
Дети подходят к столу с песком, ставят игрушку в соответствующее королевство и комментируют свой выбор.
Песочная королева: — Молодцы, ребята! Как я рада! А вы помните, какое время года наступило в моей стране? (Осень.) Давайте еще раз вспомним, что же бывает осенью… Динамическая пауза.
Дни становятся короче,                          — Дети держатся за руки и приседают.
Но зато длиннее ночи.                            — Дети держатся за руки и тянутся кверху.
Листья в воздухе кружатся,                    — Дети кружатся вокруг себя.
Тихо на асфальт ложатся.                       — Дети приседают и ладонями касаются пола.
Птицы улетают в теплые края.                — Дети имитируют взмахи крыльями.
«До свидания, птицы»,                            — Дети машут рукой.
Говорю им я.
Грустно стало очень,                               — Дети приседают.
Потому что осень.                                   — Дети наклоняют голову.
Песочная королева: — Ой, ой, ой! В моей стране нет места грусти.
Логопед: — Не переживай, мы сейчас все исправим, только для этого нам нужно сесть на свои места (Дети садятся на места). Как вы думаете, ребята, а осенью на небе появляется солнце? (Да.) Какое оно? (Осеннее, его лучи не прогревают землю.) Сейчас мы позовем осеннее солнышко, и грусть от нас уйдет.
Солнышко с тучками в прятки играло             — Дети зажмуривают глаза.
Солнышко тучки-летучки считало:                 — Дети закрывают, открывают глаза.
Серые тучки, черные тучки,                          — Глазки вправо, глазки влево.
Легкие тучки, тяжелые тучки.                        — Глазки вверх, глазки вниз.
Тучки попрятались, тучек не стало.                — Дети закрывают глаза ладонями.
Осеннее солнце во всю засияло.                    — Дети широко открывают глазки.
Песочная королева: — Спасибо вам ребята. Вы мне очень помогли. Теперь в моей стране стало весело, она наполнилась звуками. А мне пора идти, навестить своих любимцев. До свидания.
Игра «Почини буквы»
Логопед: — Звуков целая страна, но чего-то не хватает в королевствах? (Букв.)  Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.) Буквы тоже сломались, их нужно починить.
Палочки,                         — Дети указательными пальцами обеих рук рисуют палочки.
Кружочки,                       — Рисуют круги.
Закорючки,                     — Рисуют крючки.
ТочкиРисуют точки.
Бегают толпою                 -Поочередно ударяют каждым пальчиком по песку.
И поодиночке.                 — Ударяют указательными пальчиками по песку.
Эй, крючки                     — Рисуют крючки.
И точки,                          — Рисуют точки.
Палочки,                         — Рисуют палочки.
Кружочки!                       — Рисуют круги.
Собирайтесь вместе.        — Дети разглаживают песок ладошками.
Становитесь в строчки.    — Дети разглаживают песок ладошками.
Логопед: — Вот и буквы появились. (Переворачиваю замки обратной стороной, на которой написаны буквы.) Назовите буквы. (Дети по цепочке называют буквы.)
Игра «Волшебники».
Логопед: — Песочная страна – волшебная страна и, так как, мы гости этой страны, давайте превратимся в волшебников. (Звучит спокойная музыка.) Напишите на песке букву У, превратите ее в букву И, И превратите в букву П, а теперь в букву Т, Т превратите в К. Молодцы. Вот вы и стали маленькими волшебниками.
Игра «Звуковичок».
Логопед: — Посмотрите, ребята, кто-то живет в этом песочном домике. (На доске нарисован домик.) Вы хотите узнать кто хозяин? (Да.) — Для этого нужно отгадать загадку: «Я усатый, полосатый, Я ленивый и хвостатый. У меня четыре лапки, А в лапках царапки. (Кот) У вас на столах лежат буквы, сложите из них слово «КОТ»
Дети выкладывают в своих домиках слово «кот», а один ребенок выкладывает на доске слово из магнитных букв.
Логопед: — Прочитайте получившееся слово.
Один ребенок читает, остальные следят, а затем слово прочитывается хором.
Логопед: — Правильно ребята, это наш кот Том, но посмотрите, окошечки для звуков тоже пустые, нужно заселить туда звуки. Назовите первый звук. ([К])  Какой он? (Согласный, твердый.)  Какой квадратик поселим? (Синий.)  Назовите второй звук. ([О]) Какой он? (Гласный.)  Какой квадратик поселим? (Красный.)  Назовите последний звук. ([Т])  Какой он? (Согласный, твердый.) Какой квадратик поселим? (Синий.)
Это задание выполняем сначала коллективно, на доске, а затем дети выполняют самостоятельно.
Логопед: — Молодцы, ребята, вы сняли злодейские чары с Песочной страны. А теперь нам пора возвращаться в свой детский сад. (Звучит спокойная музыка.) Возьмите фишки со своими именами и подойдите ко мне.  Куда мы сегодня путешествовали? (В Песочную страну.)  А теперь, если на занятии у вас все получилось, вы выполняли все без ошибок, и вам было легко, то поставьте свою фишку под картинку с изображением солнышка. Если, при выполнении заданий, вы затруднялись, допускали небольшие ошибки, то поставьте свою фишку под картинку с изображением солнышка с тучкой. Если у кого-либо будет стоять фишка под «тучкой», то необходимо выяснить, что вызвало у ребенка затруднения.
Логопед: — Молодцы ребята. Вы хорошо работали на занятии и показали, как вы много знаете и умеете, какие вы дружные и веселые. Занятие окончено.
Дети под музыку выходят из группы.

824 просмотров всего, 1 просмотров сегодня